Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 04:23

Воспитатель Заричная Елена Николаевна

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [46]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Воспитание правильного отношения к природе на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром»

Тема: «Воспитание правильного отношения к природе на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром»

                                                                                                               Воспитатель: Заричная Е. Н.

       Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» (В.А.Сухомлинский)

 

       Наша задача, как педагогов добиваться, чтобы дети не просто видели, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и наливаются, краснеют помидоры, - все это они должны переживать, как радость, как полноту своей духовной жизни.

       Нас окружает природа, которая может все: накормить хлебом, напоить студеной водой, согреть своим теплом, удивить своей красотой. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

       Одна из задач воспитателя состоит в том, чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Поражает, что восхищение красотой у людей, в частности у детей, перемежается с равнодушием к судьбе красивого. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление деятельности. Учить детей оберегать и умножать эту красоту.

      Дети еще не понимают предосудительности тех, «мелких» проявлений зла и равнодушия к красоте и жизни, на которых постепенно развивается тупая бессердечность. На примере маленькой птички с перебитым крылом, у детей совершенно разная реакция. У одних боль, страдания, желание обязательно помочь. Другие стараются отмолчаться, сквозит безразличие. В эту минуту важно воспитателю рассказать о том, что осенью птицы собираются в дальний путь. На опустевших полях остаются одинокие птички – у той крылышко подрезано, та вырвалась из когтей кошки, другая покалечена еще по каким – то причинам. А впереди суровая зима с метелями и морозами. Что ожидает эту птичку? Нужно, чтобы забота о живом и прекрасном постепенно вошла в жизнь детей… Или пример о дереве – друге. Посадили мы его, ухаживали летом и зимой. Сочинили сказку – переживание деревца, как оно радуется весенним солнечным лучам, которые ласкают его, теплому летнему дождику, как приходится ему плохо в сильный ветер, как плачет деревце, когда шалун ломает его ветки.

      Любое время года прекрасно и содержит таинство закономерных проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом и буйное вызревание плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику надо показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.

       На примере нашей русской березы. Здесь можно использовать всевозможные приемы (игровые, загадки, стихи пословицы, поговорки).это все вместе формирует у дошкольников глубокий познавательный интерес к природе, понимания бережного обращения с ней.

       В младшей группе мы приходим к березе: «Здравствуй, березонька! Здравствуй красавица! Мы пришли полюбоваться тобой!»

       В средней группе загадка: «Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан». Или на экскурсии в лесу: «Разбежались на опушке в белых платьицах подружки». Летом можно прочитать стихотворение Воронько «Береза».оно вызывает радость, сочувствие у ребят.

 

 

 

У красы  - березки

Платье серебристое

У красы – березки

Зеленые косицы

       Со двора к березке

       Выскочили козы,

       Стали грызть березку,

       А березка – в слезы,

Защищать березку,

Стали мы гурьбою,

Чтоб краса – березка

Выросла большою.

 Со старшими можно заучить стихотворение С. Есенина «Белая береза»

 

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распушились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

  Весной, наблюдая за березой можно выучить загадку: «Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней, май сережки дарит ей».                              

     Удивительно, как человек переносит всю красоту, переживания, вызванные в общении с природой в музыку, стихи, сказки, рисунки, изделия прикладного искусства. На этом нужно постоянно заострять внимание наших детей. И результат не замедлит сказаться. Детский рисунок – это частица духовной жизни ребенка. Дети не только переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. Рисунки: «За что я люблю лето», «Белая береза под моим окном», «Путешествие в зимний лес».

         Лучше узнать природу помогают детям поэзия и музыка. Поэтическое творчество становится обычным явлением в духовной жизни ребенка лишь тогда, когда воспитатель открывает перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова. Пример «Белая береза»

    

 Музыка  - это самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность воспитания детей.  Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Важно знакомить детей с мелодиями, в которых в ярких образах, понятных детям, передано то, что они вокруг себя слышат: щебетанье птиц, шелест листьев, рождение грома, журчание ручья, завывание ветра.

        Сказка неотделима от красоты природы. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Описание синего моря – океана, густого дремучего леса, окружающего избушку Бабы – Яги. Сказки детей о лопушке, золотом одуванчике, затерявшемся муравьишке.

        Чувство гуманизма, любовь к окружающему прививают детям рассказы о природе. Тайны природы в рассказах Бианки, Пришвина «Золотой луг», «Разговор деревьев», рассказы Чарушина о животных, Скребицкого !Четыре художника». Интересны циклы стихов Маршака «Круглый год». В них даны характерные природные признаки каждого месяца: «Дуют ветры в феврале», «Рыхлый снег темнеет в марте». Стихотворение Прокофьева «Люблю березу русскую, то светлую, то грустную». С детьми интересно создать альбом стихов «Времена года» о природе и подборку загадок.

        Рассказы Пришвина открывают природу, как мир тончайшего и светлейшего чувства – это разноцветный луг: утром зеленый, днем – золотой от одуванчиков (Золотой луг), «Подпрыгивающие ветки деревьев, освобожденных от снега. Слова у Пришвина цветут, сверкают, то шелестят , как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются как птицы.

 

           «Читайте детям стихи, - говорит Белинский, - пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия подействует на них, как музыка».

           Вдумайтесь в следующие слова того же Белинского: «Животное, родившееся от льва и львицы делается львом без великих стараний и усилий со стороны родителей, без великого влияния счастливого стечения обстоятельств, но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком и ослом и чем угодно».

 

             Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети. Естественно все взрослые, и воспитатели в том числе, хотят, чтобы дети любили природу, понимали и берегли ее. Но мало хотеть этого, надо добиваться всеми силами, всеми способами, прививать любовь, бережливость, сострадание к всему живому. Тогда человек станет Человеком, с большой буквы.

Категория: Мои статьи | Добавил: lena1970zar3012 (29.11.2015)
Просмотров: 1126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024