Консультация для родителей
«Использование развивающих игр Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста. «Игровизор»
Цель: Знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.
Внедрение игровой технологии Воскобовича в образовательный процесс нашего детского сада мы рассматриваем как развивающий стимул для обновления. Применение развивающих игр и игровых пособий как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности, предоставляют дошкольникам возможность выбора для игр.
В настоящее время актуальность игры повышается и из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией. Телевидение, видео, радио, Интернет значительно увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности. Неслучайно федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов определил принцип «реализации программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры»
Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы. Поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях.
Игры и игровые пособия Воскобовича соответствуют требованиям современного законодательства в области дошкольного образования:
- игра (развивающая) способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты.
Стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру – ведущую деятельность дошкольника. Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, что доказывает наша практика применения игровой технологии в образовательном процессе детского сада.
Что же такое игры Воскобовича? Самые простые - это конструкторы и головоломки, которые учат конструировать геометрические фигуры. С их помощью развиваются мелкая моторика детских пальчиков, пространственное мышление, творческое воображение, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Совершенствуются внимание и память.
Более сложные игры знакомят дошколят с цифрами, учат их моделировать, соотносить части и целое.
В отличие от игр, которыми полны наши магазины, игры Воскобовича используются не забавы ради, а для развития всех видов мыслительной деятельности ребенка. Они возбуждают у ребенка интерес, на основе которого можно развивать различные психические функции: память, внимание, мышление.
В процессе использования развивающих игр Воскобовича решаются следующие задачи развития и образования детей:
математическое развитие детей (свойства и отношения предметов);
знакомство с цветом («Геоконт», «Квадрат Воскобовича»); размером («Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Геоконт»); геометрическими фигурами («Геоконт», «Прозрачный квадрат»);
развитие пространственных представлений («Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Шнур-затейник», «Лепестки») ;
развитие мышления, воображения («Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Игровизор»);
творческое конструирование («Прозрачный квадрат», «Квадраты Воскобовича»);
подготовка к чтению, обучению грамоте («Читайка», «Шнур-затейник»);
развитие мелкой моторики;
«Игровизор»
«Игровизор» - это интеллектуальный тренажёр. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.
Задания: направленные на знакомство с эталонами формы, величиной, пространственными отношениями; задания направленные на формирование моторного образа буквы, цифр; графический диктант и т. д.
Развивает
- сенсорные и творческие способности;
- внимание, память, операции логического мышления, воображение, сообразительность;
- мелкую моторику рук.
В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку.
Отметим явные плюсы пособия:
- Обучение происходит в игровой форме; задания увлекают ребёнка;
- Эмоциональная окраска заданий: ребёнку не надо беспокоиться, что он сделает что-то неправильно, так как можно тут же всё исправить. Это даёт уверенность в своих силах, формирует положительную самооценку;
- Задания можно использовать многократно, ещё раз упражняясь, закрепляя пройденный материал;
- «Игровизор» можно использовать с младшей группы детского сада и до подготовительной к школе группе, а также в школе.
- Очень важный плюс в вариативности игр, т. е. один лист-задание можно использовать по разным направлениям.
- Возможность самоконтроля (возможность проверить себя и легко исправить ошибку) .
- В игре с «Игровизором» развивается точность и координация движений детей, происходит подготовка руки к письму, совершенствуется внимание, память, мышление, творческое воображение.
- «Игровизор» прост в изготовлении и использовании.
Давайте поиграем!
Виды выполнения заданий на «Игровизоре»: выделение, соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д.
Задания могут быть такими:
- выберите и обведите по контуру только прямоугольники (круги, овалы, квадраты, треугольники). Это самое простое задание для детей, в основном с ним справляется большинство детей. Можно усложнить задание такой формулировкой (кстати, это и есть усложнение по различным возрастным группам):
- выберите фигуры, не имеющие углов, или все четырёхугольники (дети, которые не усвоили материал, могут иметь затруднения, но в целом дети старшего возраста выполняют это задание без проблем). Задание может быть и таким:
- заштрихуйте фигуры с тремя углами (здесь решаются сразу две задачи – определение формы и работа по формированию мелкой моторики). Готовясь к занятию, воспитатель должен продумать назначение и целесообразность данного задания, выбрать вариант, который выполнит цель, заложенную в занятии.
Переверните игровизор, перед вами буквы. При обучении детей грамоте можно использовать задания, такого рода:
- найдите и обведите в круг только гласные (согласные). Задание помогает на первых этапах знакомства с буквами.
Определению буквы в слове, помогут такие задания:
-найдите и обведите буквы, с которых начинаются эти слова: снег, ракета, арлекин и т. д.
Далее, когда буквы освоены, начинается этап буквосложения. Здесь очень важен сам процесс соединения:
- найдите слова, которые спрятались здесь, используя маркер, проведите стрелочки от буквы к букве, прочитайте, что получилось (сон, нос, ау, мина, рис).
Внедряя в нашем дошкольном учреждении использование развивающих игр Воскобовича, мы надеемся получить более качественный и быстрый результат развития пространственного мышления и графических умений у детей дошкольного возраста.
|