Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 13:05

Воспитатель Заричная Елена Николаевна

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [46]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Возрастная группа детей: старшая.

Цель НОД: Формирование, у детей старшего дошкольного возраста, представлений и способов ухода за комнатными влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Образовательные задачи по основной образовательной области (познавательное развитие детей):

1.Освоить способы ухода за влаголюбивыми и засухоустойчивыми комнатными растениями   детьми старшего дошкольного возраста в ходе познавательно – исследовательской   деятельности   на основе изучения природных условий их произрастания, непосредственного наблюдения и логических умозаключений.

2.Развивать у детей старшего дошкольного возраста ориентировку в пространстве в ходе игры – путешествия по климатическим зонам с помощью карты и маршрутной схемы.

Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:

социально -  коммуникативное развитие детей:

Развивать у детей старшего дошкольного возраста умение строить общение, на познавательные темы, со сверстниками в процессе выполнения игровых заданий  и трудовых действий по уходу за комнатными растениями с использованием  опорных карточек.

речевое развитие: 

Развивать способность у детей старшего дошкольного возраста высказываться по ходу беседы и наблюдений в форме сложносочиненных предложений при выполнении игровых заданий, подбирая прилагательные и глаголы к существительному, используя в словаре новые понятия: влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, тенелюбивые.

 

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая.

Формы работы: беседа, разгадывание загадки, наблюдение, игровое упражнение, совместное трудовое действие.

Планируемый результат: Освоение детьми, старшего дошкольного возраста, практических способов ухода за влаголюбивыми и засухоустойчивыми комнатными растениями.

 

Перечень оборудования и используемых материалов.

  • МР3 проигрыватель, CD «Звуки природы»; комнатные растения: фикус каучуконосный, бегония, бальзамин, фикус Бенджамина, алоэ, каланхоэ, кактус, сансевьера, узумбарская фиалка; набор по уходу за комнатными растениями (вода, лейка, пулевизатор, палочка для рыхления земли, тряпочка), экологическая кукла-персонаж «Берегунчик».
  • сигнальные карточки: красная, зелёная, грустный и весёлый смайл; письмо с текстом загадки; план – карта групповой комнаты; карта природных зон; определитель комнатных растений; шкатулка с карточками «помощники»; иллюстрации с изображением тропического леса, пустыни, саванны.

Ход НОД:

I часть «Мотивационно-побудительная».

«Сигнал о помощи от хранителя экоцентра группы «Берегунчика»

Дети заходят в группу и встают в круг вместе с педагогом.

- Ребята, когда утром вы пришли в детский сад, мы с вами поздоровались, пожелали друг другу доброго утра. А сейчас, давайте подарим хорошее настроение, на весь день. А для этого надо просто передать друг другу улыбку.

- Обратите внимание на нашего «Берегунчика» (приложение 1), он нам о чём-то хочет сказать(дети замечают красную сигнальную карточку) (приложение 2).

- Да, у него красная карточка в корзинке, значит в нашем уголке природы что-то не в порядке, или кому-то нужна наша помощь.  Только вот кому?

(Рядом с «Берегунчиком» дети находят письмо с загадкой.

Педагог предлагает разгадать загадку, чтобы понять, кому нужна помощь):

Очищают воздух, создают уют,

На окнах зеленеют, круглый год цветут.

(комнатные растения)

- Почему эти растения называют комнатными? (растут в помещении в комнате)

(Педагог подводит детей к выводу, что помощь нужна какому-то комнатному растению и предлагает в экологическом центре поискать ещё одну подсказку от «Берегунчика» - Дети находят план - карту).

- Ребята, как вы думаете, если мы пойдём по карте, то придём туда, где нужна наша помощь?

Давайте внимательно изучим план – карту группы (приложение 6), и отправимся в то место, которое обозначено №1.

 

II часть «Основная».

«Поможем растениям» (игра – путешествие по природным зонам Земли)

Дети располагаются вокруг карты с природными зонами.

(приложение 3) - карта выполнена руками детей и педагога на предыдущих занятиях)

- Могут ли эти комнатные растения расти на улице в наших условиях?

(Нет, на улице им будет слишком холодно)

- А что с ними произойдет, если их оставить зимовать на улице?

(Замерзнут).

- Как вы думаете, есть на Земле места, где эти растения могут расти на улице круглый год?

(В теплых странах).

- Обратите, ваше, внимание на карту природных зон земли, на которой расположены значки растений. С помощью определителя комнатных растений (приложение 4)мы уточним, к какому растению относится тот или иной значок, и найдём его на карте, это и будет место его произрастания.

(Педагог называет родину растения (материк) - дети по цвету определяют природную зону данной местности).

Наше путешествие продолжается! Остановка № 2.

(Дети по план - карте находят место под номером два и находят шкатулку с карточками «помощниками» (приложение 5) по уходу за растениями, в виде зелёных листиков).

- Я предлагаю вам вспомнить, что нужно для жизни каждому растению.  (воздух, свет, вода, тепло, любовь и забота).

- Растениям необходима, вода—поэтому комнатное растение нужно поливать.

- Растениям также нужна, почва—поэтому растения растут в горшках с землей. Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на пол?

(им нужен свет).

- Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу?

(им нужно тепло).

Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли?

(Воздух).

- Что надо делать, чтобы комнатным растениям было легче дышать?

(нужно деревянной палочкой осторожно рыхлить почву).

- Можно также мыть, протирать комнатные растения влажной тряпочкой, но не все, а только с гладкими листьями, тонкие и опушенные листья очищают сухой кисточкой.

(Педагог предлагает детям взять карточки «помощники» с собой и отправиться дальше на остановку №3.)

- Прежде чем отправиться на следующую остановку я предлагаю вам немножко отдохнуть, расслабится и поиграть в игру:

 

На окне в горшочках                          сидят на корточках

Поднялись цветочки.                          медленно встают.

 

К солнцу потянулись,                         поднимаются  на носочках, руки вверх

Солнцу улыбнулись.                           руки    в стороны, улыбаются.

 

К солнышку цветочки                        ладони разворачивают вверх.

Повернут листочки,                                                     

 

Развернут бутоны,                               руки соединяют над головой

В солнышке утонут.                            медленно разводят в стороны.

   

На остановке №3 располагаются комнатные растения,  

(дети слышат звуки природы «тропический лес» и видят картинки с изображением данной природной зоны.)

- Я предлагаю вам по изображению и звукам отгадать название природной зоны.

- Тропический лес «джунгли» в нём всегда жарко и влажно, поэтому там много зелени и растения, которые там растут влаголюбивые, и не переносят даже кратковременных засух и нуждаются в обильных и частых поливах. Они растут под пологом леса и им не хватает солнечных лучей, поэтому они теневыносливые, тенелюбивые с тонкими листьями, но листья могут различаться по ширине есть с маленькими листьями, как у бальзамина и фикуса Бенджамина и широкими как фикуса каучуконосного и у бегонии.

(Проводится речевая игра «Бегония какая?» - низкая красивая, нежная, широколистная и т.д.).

Педагог предлагает детям, подумать и решить какие карточки «помощники», по уходу, относятся к этим растениям - обильный полив, опрыскивание, рыхление, тенелюбивые и их нельзя ставить на открытом солнце).

Далее дети отправляются с помощью план - карты на остановку №4

На остановке №4 располагаются комнатные растения природных зон «саванна» и «пустыня», картинки, звуки природы соответствующие этим природным зонам.  По этим характеристикам   педагог предлагает детям определить их название.

- Пустыни и саванны, это места с палящим солнцем и нет воды, дожди там большая редкость, поэтому у растений пустынь и сованн листья и стебли толстые и сочные т.к. в них растение запасает воду, посмотрите на листья алоэ и стебель кактуса. А листья у кактуса превратились в колючки.

Предлагаю вам найти с мамами и папами ответ на вопрос «Почему у кактуса листья превратились в колючки?

(Педагог организует речевую игру «Что может делать кактус?» - расти колоться, дышать, накапливать воду и т.д)

Дети подбирают карточки «помощники», по уходу за растениями данных природных зон (светолюбивые, засухоустойчивые поэтому полив редкий и небольшим количеством воды).

 

III часть «Рефлексивная»

- Наше увлекательное путешествие подходит к концу.  Мы многое узнали о местах произрастания светолюбивых и засухоустойчивых, влаголюбивых и теневыносливых   растений, в природе, и они будут нам благодарны, если мы в домашних условиях будем за ними правильно ухаживать.

Далее дети вместе с педагогом отправляются на остановку №5, где находят объект, которому нужна помощь – это увядшее комнатное растение с сигнальной карточкой в виде грустного смайлика (приложение 2).

(На этой остановке в игровой форме с выполнением трудовых действий, дети самостоятельно делают сравнения и выводы, какие способы ухода подходят к данному растению).

- Ребята посмотрит, этому цветочку действительно нужна помощь, но какая? Как нам это понять? Прежде чем начать уход за растением, нам надо определить откуда оно к нам приехало из тропических лесов или пустынь и саванн и с помощью карточек «помощников» выстроить схему ухода.

(Дети определяют природную зону произрастания данного растения по своему выбору: по внешнему виду или с помощью определителя комнатных растений и карты природных зон; с помощью карточек «помощников» выкладывают схему по уходу и по схеме выполняют необходимые трудовые действия (влаголюбивое: полить, опрыскать, протереть листья влажной тряпочкой, рыхление земли, убрать от прямых солнечных лучей)

- Ребята, обратите внимание на «Берегунчика» …….

(дети сами говорят о том, что в корзинке появилась сигнальная карточка зелёного цвета(приложение 2), что означает «в экологическом центре всё в порядке»).

- Наше путешествие подошло к концу, но наблюдение за комнатным цветком продолжается, чтобы быть уверенными, что уход был проведён правильно.

(Через некоторое время дети замечают изменения во внешнем виде цветка, и вместо грустного смайла появилась сигнальная карточка, в виде смайлика с улыбкой(приложение 2), это означает, что уход за комнатным цветком был осуществлён, детьми, правильно).

 

Перечень методической литературы:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2015.-112с.
  3. Парамонова Л. А.   «Истоки»: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
  5. Карта «Природные зоны мира».
  6. Сайт  http://www.homecveti.ru/  - Всё о домашних растениях.
  7. Домненкова Л.  «Комнатные растения» -  Мн.: Харвест,1997. – 480с.
  8. Потому.ру - детская энциклопедия онлайн -  http://potomy.ru/
  9. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с.
  10. Чернякова В. Н. Методическое пособие «Экологическая работа в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  11. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амирта, 2000. – 128 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: lena1970zar3012 (02.12.2015)
Просмотров: 1629 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024