Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»
Возрастная группа детей: старшая.
Цель НОД: Формирование, у детей старшего дошкольного возраста, представлений и способов ухода за комнатными влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Образовательные задачи по основной образовательной области (познавательное развитие детей):
1.Освоить способы ухода за влаголюбивыми и засухоустойчивыми комнатными растениями детьми старшего дошкольного возраста в ходе познавательно – исследовательской деятельности на основе изучения природных условий их произрастания, непосредственного наблюдения и логических умозаключений.
2.Развивать у детей старшего дошкольного возраста ориентировку в пространстве в ходе игры – путешествия по климатическим зонам с помощью карты и маршрутной схемы.
Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:
социально - коммуникативное развитие детей:
Развивать у детей старшего дошкольного возраста умение строить общение, на познавательные темы, со сверстниками в процессе выполнения игровых заданий и трудовых действий по уходу за комнатными растениями с использованием опорных карточек.
речевое развитие:
Развивать способность у детей старшего дошкольного возраста высказываться по ходу беседы и наблюдений в форме сложносочиненных предложений при выполнении игровых заданий, подбирая прилагательные и глаголы к существительному, используя в словаре новые понятия: влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, тенелюбивые.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая.
Формы работы: беседа, разгадывание загадки, наблюдение, игровое упражнение, совместное трудовое действие.
Планируемый результат: Освоение детьми, старшего дошкольного возраста, практических способов ухода за влаголюбивыми и засухоустойчивыми комнатными растениями.
Перечень оборудования и используемых материалов.
- МР3 проигрыватель, CD «Звуки природы»; комнатные растения: фикус каучуконосный, бегония, бальзамин, фикус Бенджамина, алоэ, каланхоэ, кактус, сансевьера, узумбарская фиалка; набор по уходу за комнатными растениями (вода, лейка, пулевизатор, палочка для рыхления земли, тряпочка), экологическая кукла-персонаж «Берегунчик».
- сигнальные карточки: красная, зелёная, грустный и весёлый смайл; письмо с текстом загадки; план – карта групповой комнаты; карта природных зон; определитель комнатных растений; шкатулка с карточками «помощники»; иллюстрации с изображением тропического леса, пустыни, саванны.
Ход НОД:
I часть «Мотивационно-побудительная».
«Сигнал о помощи от хранителя экоцентра группы «Берегунчика»
Дети заходят в группу и встают в круг вместе с педагогом.
- Ребята, когда утром вы пришли в детский сад, мы с вами поздоровались, пожелали друг другу доброго утра. А сейчас, давайте подарим хорошее настроение, на весь день. А для этого надо просто передать друг другу улыбку.
- Обратите внимание на нашего «Берегунчика» (приложение 1), он нам о чём-то хочет сказать(дети замечают красную сигнальную карточку) (приложение 2).
- Да, у него красная карточка в корзинке, значит в нашем уголке природы что-то не в порядке, или кому-то нужна наша помощь. Только вот кому?
(Рядом с «Берегунчиком» дети находят письмо с загадкой.
Педагог предлагает разгадать загадку, чтобы понять, кому нужна помощь):
Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют, круглый год цветут.
(комнатные растения)
- Почему эти растения называют комнатными? (растут в помещении в комнате)
(Педагог подводит детей к выводу, что помощь нужна какому-то комнатному растению и предлагает в экологическом центре поискать ещё одну подсказку от «Берегунчика» - Дети находят план - карту).
- Ребята, как вы думаете, если мы пойдём по карте, то придём туда, где нужна наша помощь?
Давайте внимательно изучим план – карту группы (приложение 6), и отправимся в то место, которое обозначено №1.
II часть «Основная».
«Поможем растениям» (игра – путешествие по природным зонам Земли)
Дети располагаются вокруг карты с природными зонами.
(приложение 3) - карта выполнена руками детей и педагога на предыдущих занятиях)
- Могут ли эти комнатные растения расти на улице в наших условиях?
(Нет, на улице им будет слишком холодно)
- А что с ними произойдет, если их оставить зимовать на улице?
(Замерзнут).
- Как вы думаете, есть на Земле места, где эти растения могут расти на улице круглый год?
(В теплых странах).
- Обратите, ваше, внимание на карту природных зон земли, на которой расположены значки растений. С помощью определителя комнатных растений (приложение 4), мы уточним, к какому растению относится тот или иной значок, и найдём его на карте, это и будет место его произрастания.
(Педагог называет родину растения (материк) - дети по цвету определяют природную зону данной местности).
Наше путешествие продолжается! Остановка № 2.
(Дети по план - карте находят место под номером два и находят шкатулку с карточками «помощниками» (приложение 5) по уходу за растениями, в виде зелёных листиков).
- Я предлагаю вам вспомнить, что нужно для жизни каждому растению. (воздух, свет, вода, тепло, любовь и забота).
- Растениям необходима, вода—поэтому комнатное растение нужно поливать.
- Растениям также нужна, почва—поэтому растения растут в горшках с землей. Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на пол?
(им нужен свет).
- Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу?
(им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли?
(Воздух).
- Что надо делать, чтобы комнатным растениям было легче дышать?
(нужно деревянной палочкой осторожно рыхлить почву).
- Можно также мыть, протирать комнатные растения влажной тряпочкой, но не все, а только с гладкими листьями, тонкие и опушенные листья очищают сухой кисточкой.
(Педагог предлагает детям взять карточки «помощники» с собой и отправиться дальше на остановку №3.)
- Прежде чем отправиться на следующую остановку я предлагаю вам немножко отдохнуть, расслабится и поиграть в игру:
На окне в горшочках сидят на корточках
Поднялись цветочки. медленно встают.
К солнцу потянулись, поднимаются на носочках, руки вверх
Солнцу улыбнулись. руки в стороны, улыбаются.
К солнышку цветочки ладони разворачивают вверх.
Повернут листочки,
Развернут бутоны, руки соединяют над головой
В солнышке утонут. медленно разводят в стороны.
На остановке №3 располагаются комнатные растения,
(дети слышат звуки природы «тропический лес» и видят картинки с изображением данной природной зоны.)
- Я предлагаю вам по изображению и звукам отгадать название природной зоны.
- Тропический лес «джунгли» в нём всегда жарко и влажно, поэтому там много зелени и растения, которые там растут влаголюбивые, и не переносят даже кратковременных засух и нуждаются в обильных и частых поливах. Они растут под пологом леса и им не хватает солнечных лучей, поэтому они теневыносливые, тенелюбивые с тонкими листьями, но листья могут различаться по ширине есть с маленькими листьями, как у бальзамина и фикуса Бенджамина и широкими как фикуса каучуконосного и у бегонии.
(Проводится речевая игра «Бегония какая?» - низкая красивая, нежная, широколистная и т.д.).
Педагог предлагает детям, подумать и решить какие карточки «помощники», по уходу, относятся к этим растениям - обильный полив, опрыскивание, рыхление, тенелюбивые и их нельзя ставить на открытом солнце).
Далее дети отправляются с помощью план - карты на остановку №4
На остановке №4 располагаются комнатные растения природных зон «саванна» и «пустыня», картинки, звуки природы соответствующие этим природным зонам. По этим характеристикам педагог предлагает детям определить их название.
- Пустыни и саванны, это места с палящим солнцем и нет воды, дожди там большая редкость, поэтому у растений пустынь и сованн листья и стебли толстые и сочные т.к. в них растение запасает воду, посмотрите на листья алоэ и стебель кактуса. А листья у кактуса превратились в колючки.
Предлагаю вам найти с мамами и папами ответ на вопрос «Почему у кактуса листья превратились в колючки?
(Педагог организует речевую игру «Что может делать кактус?» - расти колоться, дышать, накапливать воду и т.д)
Дети подбирают карточки «помощники», по уходу за растениями данных природных зон (светолюбивые, засухоустойчивые поэтому полив редкий и небольшим количеством воды).
III часть «Рефлексивная»
- Наше увлекательное путешествие подходит к концу. Мы многое узнали о местах произрастания светолюбивых и засухоустойчивых, влаголюбивых и теневыносливых растений, в природе, и они будут нам благодарны, если мы в домашних условиях будем за ними правильно ухаживать.
Далее дети вместе с педагогом отправляются на остановку №5, где находят объект, которому нужна помощь – это увядшее комнатное растение с сигнальной карточкой в виде грустного смайлика (приложение 2).
(На этой остановке в игровой форме с выполнением трудовых действий, дети самостоятельно делают сравнения и выводы, какие способы ухода подходят к данному растению).
- Ребята посмотрит, этому цветочку действительно нужна помощь, но какая? Как нам это понять? Прежде чем начать уход за растением, нам надо определить откуда оно к нам приехало из тропических лесов или пустынь и саванн и с помощью карточек «помощников» выстроить схему ухода.
(Дети определяют природную зону произрастания данного растения по своему выбору: по внешнему виду или с помощью определителя комнатных растений и карты природных зон; с помощью карточек «помощников» выкладывают схему по уходу и по схеме выполняют необходимые трудовые действия (влаголюбивое: полить, опрыскать, протереть листья влажной тряпочкой, рыхление земли, убрать от прямых солнечных лучей)
- Ребята, обратите внимание на «Берегунчика» …….
(дети сами говорят о том, что в корзинке появилась сигнальная карточка зелёного цвета(приложение 2), что означает «в экологическом центре всё в порядке»).
- Наше путешествие подошло к концу, но наблюдение за комнатным цветком продолжается, чтобы быть уверенными, что уход был проведён правильно.
(Через некоторое время дети замечают изменения во внешнем виде цветка, и вместо грустного смайла появилась сигнальная карточка, в виде смайлика с улыбкой(приложение 2), это означает, что уход за комнатным цветком был осуществлён, детьми, правильно).
Перечень методической литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2015.-112с.
- Парамонова Л. А. «Истоки»: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
- Карта «Природные зоны мира».
- Сайт http://www.homecveti.ru/ - Всё о домашних растениях.
- Домненкова Л. «Комнатные растения» - Мн.: Харвест,1997. – 480с.
- Потому.ру - детская энциклопедия онлайн - http://potomy.ru/
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с.
- Чернякова В. Н. Методическое пособие «Экологическая работа в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амирта, 2000. – 128 с.
|